Каждый из вас не раз видел портреты на памятниках. Это красивое изображение, которое отображает образ дорогих нам людей. Изготовление таких портретов стало ритуальной традицией, которая украшает обитель усопших. В данной статье, мы рассмотрим основные моменты технологии изготовления портретов и определим, какой вариант реализации работы наиболее практичен.
Начнем с ответа на главный вопрос: «Как создается портрет на памятнике?». Вы должны понимать, что не на каждом монументе можно сделать изображение. Такая работа выполняется на тех сортах камней, которые имеют большую разницу в цвете между сколом и полированной поверхностью. При этом, неоднородность камня должна быть минимальной. Учитывайте тот факт, что цветных вкраплений должно быть немного. Этот момент можно определить, если посмотреть на гранит с 3-5 метров. Если поверхность выглядит однородной, значит камень подходит для создания портрета. На сегодняшний день, идеальным вариантом является гранит габбро-диабаз. Полированный камень черного цвета, а скол — серого. Поэтому такое сочетание отлично подходит для нанесения теневых портретов.
Если отколоть от полированной поверхности гранита кусочек камня, мы будем четко видеть этот скол. За счет множества отколотых точек, правильно расположенных на граните, и получается итоговый вид портрета. Он хорошо выделяется на общем фоне поверхности, поэтому не сливается с общей цветовой гаммой камня. Грубо говоря, контраст полировки и ее отсутствия позволяет нам видеть портрет.
Варианты изготовления портретов
Как ни странно, но люди делают портреты на памятнике. Единственным различием в технологии является использование того или иного оборудования. Если рассматривать ручную работу, то можно представить человека, который пользуется гравировальной машинкой. Он выполняет работу строго по своему усмотрению, поскольку в данном случае, именно мастер выбирает места сколов и ударов по камню.
Отлично. С теорией разобрались. Все очень просто. Никакой магии. Просто либо есть полировка, либо ее нет. На контрасте мы с вами и видим портрет.
При изготовлении портрета с использованием станка, камень обрабатывается под контролем компьютера. Изображение, загруженное в компьютер, является своеобразной «методичкой», по которой и работает станок, нанося удары по камню в нужных местах. В конечном счете, получается тот же набор точек, который возникал и при ручной работе, описанной выше.
Перед тем, как разбирать разницу представленных технологий выполнения портрета на памятнике, выделим самые распространенные утверждения в пользу ручного метода:
- только вручную можно достичь идеального качества в изготовлении портрета (читайте как «только особый человек сможет изготовить правильное изображение);
- человек вкладывает душу в работу;
- человек может скрыть дефекты исходного изображения и добавить новые элементы;
- работы, сделанные человеком, выглядят более «живо» (видели на кладбище и нам очень понравилось).
Различия ручной и автоматизированной работы в деталях
Получились довольно интересные высказывания, не так ли? Теперь отдельно остановимся на каждом из них.
- Как вы думаете, если использовать одно и тоже изображение хорошего качества, кто точнее расставит точки на камне: человек или станок? Работу гравировального станка можно сравнить с работой принтера: он создает портрет, полностью копируя загруженное изображение. Человек физически не может сделать портрет, который будет являться идентичной копией фотографии. Из-за этого и происходят трудности при сдаче заказа, когда оказывается, что нарисовали другие глаза, губы, брови, не сохранили пропорции и т.д. Лично наблюдал за тем, как клиент принимал работу исполнителя и не мог объяснить, чем его не устраивает портрет. Далеко не каждый из нас является художником, поэтому многие люди попросту не могут выразить диссонанс, который возникает при осмотре готового портрета родственника.
- «Человек вкладывает душу» — очень весомый аргумент в пользу ручной работы (сарказм). Станком также управляет человек, который обладает душой. Чтобы создавать портреты на специализированном оборудовании, также нужно обладать необходимыми знаниями и практическим опытом. Только так можно получить высокое качество итоговой работы. Однако, многофункциональность станка избавляет специалиста от необходимости быть гуру-портретистом. От него требуется правильно подготовить исходное изображение, чтобы получить копию фотографии на поверхности памятника. Именно в этом моменте и таится разница между плохим и хорошим результатом работы.
- «Человек может скрыть дефекты исходного изображения». Это правдивое утверждение за исключением одного «но». Он сделает это по-своему, поэтому вам останется лишь смириться с итоговым вариантом портрета, поскольку вы никоим образом не сможете повлиять на результат работы. При использовании станка, изображение готовится заранее. Вы сможете вместе со специалистом обсудить итоговый исходник, внести корректировки и оценить внешний вид изображения перед началом работы. Поэтому, в конечном счете вы получите желанный портрет близкого человека, который будет полностью соответствовать вашим требованиям.
- Безусловно, мастера ручной гравировки делают красивые портреты. Я видел очень много качественных работ, однако в 95% случаях это были не портреты усопших, а просто похожие изображения на людей. Кто бы что не говорил, но каждый специалист видит по-своему. Следовательно, итоговый результат ручной работы практически всегда передает общие черты усопшего и не более того. Станок устроен таким образом, что он не может сам что-либо «придумать и добавить». Поэтому, его работа всегда заканчивается созданием качественной копии, которая полностью повторяет исходную фотографию.
Надеюсь, что данная статья помогла вам раз и навсегда понять особенности ручного изготовления портретов, а также нюансы отношения самих мастеров к работе.
p.s.: Запомните!
Доступ к гравировальному станку не делает человека специалистом, способным создать качественный портрет, достойный ваших денег. Примеры реальных работ — это важнейший критерий, по которому необходимо выбирать исполнителя. В том случае, если вам не понравилась итоговая работа гравера — никогда не принимайте ее. Вы увековечиваете образ близкого усопшего, поэтому он должен быть самим собой на портрете, а не каким-то другим неизвестным человеком.